Оглавление:
- Виктор Михайлович Васнецов
- Кившенко Алексей Данилович
- Павел Дмитриевич Корин
- Костылев Дмитрий Павлович
- Маслов Олег Сергеевич
- Моллер Фёдор Антонович
- Юрий Петрович Пантюхин
- Сергей Николаевич Присекин
- Николай Константинович Рерих
- Павел Викторович Рыженко
- Генрих Ипполитович Семирадский
- Владимир Александрович Серов
- Григорий Иванович Угрюмов
Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926)
Пиком мастерства при воплощении образа Александра Невского в монументальной живописи XIX века является фреска «Святой князь Александр Невский» во Владимирском соборе в Киеве, выполненная великим русским художником В.М. Васнецовым. Будучи одним из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте, Васнецов считал Святых подвижников Руси воплощением того нравственного и духовного идеала, которому должен был следовать русский человек. Вместе с тем как один из основоположников так называемого «русского стиля» он привнёс в образ князя дух былинно-сказочной поэтики, народного фольклора. Во внешнем облике Александра художник акцентировал его славянство, изобразив его в виде русоволосого, кудрявого и бородатого богатыря. Композиционными и пластическими средствами, в частности путём максимального выдвижения фигуры князя на передний план, низко взятого горизонта, строгостью и лаконичностью рисунка, художник усилил значительность и монументальность образа.
Трактовка художника отличается от канонических. Дело не только в том, что изображение святого дано почти в профиль. По статичной мощи фигуры, суровому выражению лица васнецовский «Святой князь Александр Невский» вполне мог бы стать в ряд с русскими богатырями, многократно воплощёнными в работах художника.
Кившенко Алексей Данилович
Кившенко Алексей Данилович (1851-1895) – русский живописец, близок к передвижникам, действительный члени профессор, руководитель батальной мастерской Академии художеств. Автор знаменитой исторической картины «Военный совет в Филях», запечатлевшей один из важнейших моментов Отечественной войны 1812 года. Известен также серией батальных полотен на темы русско-турецких войн, а также полотнами на исторические, бытовые и охотничьи темы. Известный баталист не мог обойти близкую для себя тему. Образ А. Невского отражён в картине А.Д. Кившенко «Невская битва. Святой Александр Невский наносит рану в лицо Биргеру.
Однако историки до сих пор спорят по поводу участия Биргера в Невской битве: ни один западноевропейский источник об этом не упоминает, да и ярлом (правителем) Швеции Биргер стал только в 1248 году.
Павел Дмитриевич Корин
(1892-1967)
Российский, советский художник-живописец, монументалист, мастер портрета, реставратор, педагог. Народный художник СССР. Лауреат Ленинской и Сталинской премии второй степени.
Подлинным триумфом всесоюзной выставки живописи, графики, скульптуры и архитектуры 1942 года стало полотно П. Корина «Александр Невский» (Государственная Третьяковская галерея), задуманное как часть написанного позже триптиха. Впрочем, образная самодостаточность этой части, расположенной в центре, такова, что боковые композиции, при всех их художественных достоинствах, представляются если не избыточными, то не совсем обязательными, что было отмечено критикой сразу после демонстрации всего триптиха на выставке в 1943-м.
Павел Дмитриевич начал работать над триптихом осенью 1942 года. В трудный, грозный час истории человечества художник обратился к образу, который олицетворял для него доблесть, славу и непобедимость России. Картина писалась под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Она была призвана вызвать в душах зрителей подъём и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался и как бы несметны были его полчища.
Художник использовал историко-археологические данные о русской художественной культуре XIII века, изображая одежду, боевые доспехи, знамя Невского. Пеший строй на заднем плане картины исторически документален – заимствован Павлом Дмитриевичем с восходящих к глубокой древности миниатюр XIV века. Его Александр – не двадцатилетний юноша, а опытный, зрелый полководец Невский. Те, кто могли бы послужить для образа Александра Невского, были на передовой, в окопах. Нужно было писать суровые, мужественные лица, изображать шлемы, мечи, щиты, но Оружейная палата была эвакуирована. И тут пришло на помощь воображение. «Я представил себе, – говорил Корин, – как стал бы под княжеским знаменем Фёдор Иванович Шаляпин. Фёдора Ивановича я запомнил этаким русским молодцем, статным, сильным, красивым. И когда начал писать Невского, приду в мастерскую, пластинку Шаляпина поставлю – и весь он передо мной – высокий, могучий, лицо открытое, взгляд смелый…».
Сила воздействия созданного образа оказалась такова, что репродукции «Александра Невского» украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. А огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Великий Новгород, была установлена у въезда в город. Впервые триптих «Александр Невский» был показан на выставке в Третьяковской галерее.
«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» – эту фразу произносит Александр Невский в финале фильма Эйзенштейна, когда послы Ливонского ордена прибыли в Великий Новгород просить «вечного мира» после поражения в Ледовом побоище. В советское время особо не афишировалось, что источник этого высказывания – Священное Писание («Возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» – Матф. 26:51– 52, а также «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом».
Костылев Дмитрий Павлович
Член Международной Федерации Художников и Творческого Союза Художников России. Родился в 1976 году в Ижевске.
В своём творчестве художник обращается к достойным и сильным личностям прошлого и современности, таким как Св. Петр, Митрополит Московский или Петр I, А. Невский.
Образ А. Невского отражён в картине художника «Александр Невский. Ледовое Побоище. Поединок».
О Ледовом побоище, этой крупной битве мы узнаем из русских летописей, которые являются основными источниками далёкого события. Настолько далёкого, что кажется оно, героической легендой. Наверное, по этой же причине Ледовое побоище в картинах художников – особенная тема, задевающая, патриотическая, глубоко прочувствованная и живо раскрытая. В этой битве мы в очередной раз взяли вверх над западными захватчиками.
Маслов Олег Сергеевич
Родился в 1949 г. в городе Брянске.
Художник-живописец, член Союза художников России, Международной Ассоциации Изобразительных Искусств при ЮНЕСКО.
Член Президиума Центра Международной Дипломатии, Международной ассоциации «Пушкин-институт».
Автор монументальных, исторических и батальных полотен.
Работает также в жанре портрета, пейзажа, иллюстрирует книги.
Широкую известность художнику принесло монументальное полотно (5500х3150 мм) «Неиссякаемый родник», награжден грамотой «За вклад в русскую культуру», а также картина «Святой праведный воин Феодор (Ушаков) непобедимый генерал флота российского», конный портрет героя войны 1812 года А.П. Ермолова и триптих, посвященный князю Александру Невскому «Не в силе Бог, но в Правде».
Моллер Фёдор Антонович
(1812–1874)
Моллер Фёдор Антонович (при рождении Отто Фридрих Теодор Моллер) – русский художник и офицер, академик и профессор Императорской академии художеств, ученик Карла Брюллова.
Заметным явлением в русском искусстве середины XIX века стало строительство в 1838-1849 гг. Большого Кремлёвского дворца по проекту архитектора Константина Тона. Пять больших парадных залов посвящались пяти главным российским орденам, в честь которых они и получили названия: Владимирский, Георгиевский, Александровский, Андреевский и Екатерининский. Для оформления Александровского зала Фёдору Моллеру был заказан цикл из шести картин, рассказывающих о деяниях Александра Невского. Выбор сюжетов был обусловлен стремлением показать важнейшие события из жизни князя. Арочное решение цикла соответствовало архитектуре Александровского зала.
На картине Моллера «Битва Александра Невского со шведами» (в Александровском зале Кремлёвского дворца в Москве, 1864-65)запечатлён кульминационный момент Невской битвы, о которой в «Повести о житии Александра Невского» (XIII век) говорится так: «…и была сеча великая, и перебил их князь бесчисленное множество,а на лице самого короля оставил след острого копья своего». Под королём имеется ввиду Биргер, ставший правителем Швеции в 1248 году.
Самая динамичная композиция – «Александр Невский побеждает ярла Биргера на реке Ижоре», где показан решающий момент схватки со шведами у устья Ижоры. Биргер, согласно Житию Александра Невского, «возгордившись», дерзнул передать правителю Новгорода через своих послов: «Уже я здесь, хочу попленить землю твою, – если можешь, обороняйся». Эти слова звучат набатом для князя, занесшего в праведном гневе оружие над пошатнувшимся врагом: «и самому королю [так в Житии назван ярл] возложи печать на лице острым своим копиём».
Ф. Моллер – автор картин «Видение Александра Невского перед сражением на Неве» (исполнена для храма Христа Спасителя, 1862), «Посольство Папы к Александру Невскому» (тоже).
Юрий Петрович Пантюхин
(р. 1938 г.)
Пантюхин Юрий Петрович – мастер традиционной петербургской живописи, вобравшей лучшие достижения русской классики. В основе творчества художника заложена искренняя и глубокая любовь к Отечеству с героическим прошлым его народа, красота и духовность подвига.
Левая часть триптиха «За Землю Русскую» – «Александр Невский» обращена к истории Древней Руси, написанная в 2003 году. Это станковая картина, имеет горизонтальный формат, выполнена маслом па холсту в жанре исторической картины.
Картина отражает образ молодого князя-полководца Александра Невского. В момент, когда состоялась первая победа Александра на Неве, князю шёл всего 22 год. После чего он покидает Новгород и уезжает к своему отцу Ярославу, который даёт ему на княжество Переславль Залесский, в котором родился сам Александр. Но уже через год новгородские жители снова приглашают князя в Новгород, просят продолжить войну с Ливонским орденом, войска которого подошли на тот момент к Пскову. Левая часть триптиха изображает вышеописанный исторический момент – возвращение князя Александра в Новгород. Его фигура уже стоит как бы во главе собранного войска.
Александр Невский стоит на возвышении, его гордая фигура облачена в серебристого цвета доспехи, на плечи накинут красный плащ как символ княжеской святой власти. Его молодое лицо, выражает спокойствие и уверенность, оно написано правдоподобно, его голову венчает шлем, что подтверждает готовность Александра к битве. Тёмно-синий стяг служит фоном портретному фрагменту. Все остальное: вертикальные фигуры воинов, с поднятыми копьями, усиливают вертикали Софии новгородской, купола которой тянутся к просвету в небе. Белые объёмные облака к горизонту наполняются серебром и переходят в дальний пейзаж с церквушкой, расположенной на берегу реки Волхов. Высоко парящие в небе птицы задают всей композиции и её образу романтический настрой, но в тоже время он не лишён динамики. Напротив, произведение наполнено чувством патриотизма, верой в народную силу.
Сергей Николаевич Присекин
(1958-2015)
Сергей Николаевич Присекин – автор знаменитых полотен на военно-историческую тему, баталист, народный художник России, полковник запаса, один из ведущих мастеров Студии военных художников имени М.Б. Грекова
Сергей Присекин создал удивительное по колористической мощи и энергетике полотно: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!». Перед зрителем раскрывается не только историческое событие о когда-то свершившимся Ледовом побоище, умном князе Александре и смелых русских воинах. Картина зароняет внутри нечто более глубокое. Возможно даже, путь к пониманию места человека в мире, осознанию своего истинного предназначения.
Именно такое название получила дипломная работа выпускника Московского художественного института имени В.И. Сурикова Сергея Присекина, написанная в 1983 году. Семиметровое полотно молодого живописца сразу было принято в академических кругах и выставлено в Третьяковской галерее. С 1987-го картина украшала интерьеры советского посольства во Франции, а в ночь перед Пасхальным воскресеньем 1993 года по специальному распоряжению президента России она была доставлена из Парижа в Москву на самолёте и впоследствии размещена в конце парадной лестницы аванзала Большого Кремлёвского дворца.
Произведение, исполненное в лучших традициях батальной живописи, являлось всего лишь дипломной работой выпускника Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова.
Сергей Присекин буквально ворвался на Олимп мира живописи в 80-е гг. XX в.
Картина Присекина – это воплощённый на холсте эпос, прорисованная в напряжённых, экспрессивных тонах мифология войны.
Николай Константинович Рерих
(1874-1947)
Рерих Николай Константинович – русский философ, поэт, писатель, художник, археолог, путешественник и общественный деятель. С конца 1890-х годов характер творчества Николая Константиновича определяли его занятия археологией, интерес к языческой славянской, скандинавской старине. Он был одним из немногих мастеров, которые обратились к теме Древней Руси. Поиски образов древней Руси, стремление к лаконизму рисунка, яркости цвета, стилизации отразились в картине «Бой Александра Невского с ярлом Биргером.
Картина посвящена одному из ключевых моментов русской истории. В 1242 году на Чудском озере произошла битва русичей под предводительством князя Александра с тевтонскими и ливонскими рыцарями. Это сражение вошло в историю под названием Ледового побоища. Рыцари были разгромлены и бежали. «Самые многочисленные враги Земли Русской, – писал художник, – бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа».
Имя Александра Невского – одно из самых славных и любимых русским народом. Вклад его в строительство Российского государства бесценен.
Вся жизнь Александра Невского была отдана делу сохранения целостности России и её духовному укреплению. «Соблюдение русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории от Мономаха до Донского» (С.М. Соловьёв).
Как полководец он по праву может почитаться великим, ибо за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения.
В XIII веке Русь была захвачена ханом Батыем, а на свободное новгородское княжество посягнули крестоносцы – шведы и рыцари-монахи «Ордена меченосцев», которые силой обращали в христианство язычников, а православную Русь мечтали превратить в католическую. Князь Александр в 1242 году дал рыцарям сражение на льду Чудского озера, известное под названием Ледового побоища. Рыцари были разбиты наголову. После этого сражения Великий князь Александр был прозван Невским.
На картине мы видим Александра Невского после сражения. В его образе художник передаёт и скорбь о погибших, и тяжкие думы о будущем Руси, находившейся под татаро-монгольским игом. В 1910 году несколько работ художника были переданы Русскому музею, в том числе картина «Александр Невский поражает ярла Биргера». В картине «Александр Невский» (1942) зрители видят лишь момент перед самым началом боя. Главным для художника в батальных произведениях было стремление передать атмосферу, в которой рождается геройство, воспеть его возвышенную красоту, внушить зрителям сознание необходимости, неизбежности подвига во славу родины. На вершине снежного холма в сиянии света остановился на коне Александр Невский, склонивший голову у погибшего воина в красном плаще. Князь изображён Рерихом в момент скорби и сострадания о павших в битве воинах.
Павел Викторович Рыженко
(1970–2014)
Рыженко Павел Викторович – российский живописец, художник Студии военных художников имени М. Б. Грекова, заслуженный художник Российской Федерации (2012).
Живопись Павла Рыженко пронизывает светлая любовь к России. Изучение великой истории нашего народа стало для него источником глубокого вдохновения. После окончания академии художник активно и плодотворно работал.
В 2011 году за высокие достижения в изобразительном искусстве и пропаганду военно-патриотической и мемориально-исторической темы Павел Рыженко был представлен к присвоению почётного звания «Заслуженный художник Российской Федерации».
Подвигу А. Невского посвящён триптих П.В. Рыженко «Солнце земли русской» «Невская битва».
Великий князь Александр Невский умел побеждать своих врагов не только и не столько мечом, но любовью и силой убеждения. Так он победил и татарского князя Сартака. Сартак принял христианство под воздействием общения со святым князем Александром Невским. На картине изображён момент их общения, общения без слов. Известно также, что Сартак принял мученическую смерть за свою веру.
Генрих Ипполитович Семирадский
(1843-1902)
Генрих Ипполиитович Семирадский – польский и русский художник, один из крупнейших представителей позднего академизма.
При поддержке Святейшего Александр Невский стал важнейшим героем росписи храма Христа Спасителя, задуманного как памятник русскому народу – победителю в Отечественной войне 1812 года. Согласно проекту того же архитектора, что строил Большой Кремлевский дворец, Константина Тона, главный алтарь храма был посвящён Рождеству Христову, престолы двух боковых приделов – Николаю Чудотворцу и Александру Невскому. Придел святого благоверного князя соотносился с именами сразу трех российских императоров, имеющих прямое отношение к судьбе храма: Александру I принадлежал замысел его создания, при Александре II завершилось строительство собора, а в царствование Александра III он был освящён. Сцены из Жития Александра Невского на северной стене придела его имени поручено было написать в 1875 году как ученику Художественной академии в Петербурге Генриху Семирадскому. В Государственном Русском музее хранятся эскизы, дающие хорошее представление об этих утраченных ныне работах (росписи погибли во время сноса храма Христа Спасителя в 1931 году). На одном из них, «Александр Невский принимает папских легатов», изображён ключевой эпизод Жития святого, связанный с отказом от предложения представителей Рима обратиться в католическую веру. «От вас учения не примем», – заявил благоверный князь.
Семирадский смог создать эффектные картины, в которых придавал значение деталям. На полотнах совмещено мастерство, полученное в академической школе, и влияние немецкого художника Пилоти. Написанные картины, где князь предстаёт перед зрителем молодым энергичным правителем, совсем не подходили для храма.
Кроме того, росписи храма Христа Спасителя включали в себя «Погребение святого благоверного великого князя Александра Невского». В Житии описано посмертное чудо: когда тело князя было положено в гробницу, хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную, но Александр сам поднял руку и принял грамоту, что произвело колоссальное впечатление на всех присутствовавших при этом.
Крупнейший знаток истории искусства П. П. Гнедич считал эту работу лучшей в цикле Г. И. Семирадского. «Эффект мёртвой руки, раздвинувшей чёрную схиму, для того чтобы взять отпускной лист, передан с большим настроением», – писал он.
Владимир Александрович Серов
(1910-1968)
Серов Владимир Александрович – советский живописец и график, педагог и профессор, президент Академии художеств СССР в 1962-1968 гг. В годы войны живописец, как и многие патриоты, обратился к преданиям о героическом прошлом нашей Родины. Его большая многофигурная историческая картина «Ледовое побоище» (1942) находится в Пензенской картинной галерее им. К. А. Савицкого. Написана картина в блокадном Ленинграде, она посвящалась 700-летию разгрома тевтонских рыцарей на льду Чудского озера. На полотне показан кульминационный момент сражения: преследуемые воинами Александра Невского спасаются бегством закованные в броню псы рыцари. Под их тяжестью ломается лёд Чудского озера, погребая в тёмных водах непрошеных гостей.
«Ещё в дни блокады я начал работать над большой картиной «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища», посвящённой славе русского оружия, – вспоминал художник. – Работал более двух лет, с любовью и большим напряжением. Картина дала мне некоторые радости и много разочарований. Она была экспонирована на первой послевоенной Всесоюзной выставке в Москве в1946 году».
Картина впечатляет и размахом, и прорисовкой деталей. Каждый образ наделён характером. Снежная, вьюжная весна. Князь-победитель на вороном коне въезжает в освобождённый город. Мы видим пленных рыцарей и ликующих русских мальчишек. Войско степенно движется под знамёнами и хоругвями. Город встречает героев колокольным звоном и всеобщим восторгом. Воспевая славную победу русского оружия, автор проводит параллель с современными ему событиями – разгромом гитлеровцев под Москвой. На великий бой выходила Русь; Ворога победила Русь. На родной земле не бывать врагу. Кто придёт, будет насмерть бит. Веселися, пой, мать родная Русь! На Руси родной не бывать врагу, Не видать врагу наших русских сёл, Кто придёт на Русь, будет насмерть бит. На Руси родной, на Руси большой Не бывать врагу! (Слова из 7 части кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева «Въезд Александра во Псков»).
Воины, медленно движущиеся за полководцем, крепко держат в руках знамя. А по сторонам – жители города, с восторгом и радостью встречающие своего князя. Хоть народ и занимает большую часть картины, при взгляде на вождя становится понятно, на чьих плечах – основная идея сюжета; он резко выделяется волевым характером. От картины веет словом “Победа!”.
Въезжая в славный город Псков, русский князь бросает взор на свой народ; за его спиной – церковь, что является неким благословением великого героя. Как известно из исторических данных, в то время количество церквей в городе было ничтожно мало, а точнее – всего две. И то, что одна из них изображена на в одном сюжете с Невским, – не случайность. Это церковь Дмитрия Солунского.
Это потрясающее полотно посвящено победе князя Александра на Ледовом побоище. Серов, настоящий мастер социалистического реализма, всю жизнь продвигающий в искусстве историко-революционную тему в очередной раз восхитил и критиков, и простых наблюдателей.
Картина хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.
Григорий Иванович Угрюмов
(1764-1823)
Угрюмов Григорий Иванович – русский живописец, художник исторического жанра и портретист. Родился в 1764 году в Москве в семье купца-жестянщика. В 1770 году родственниками был определен в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств.
«Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами» Григория Угрюмова – одна из самых масштабных работ XVIII века, посвящённых герою Невской битвы и Ледового побоища. В глазах современников Г.И. Угрюмов был «отцом исторической живописи», едва ли не создателем этого жанра. «Живописец, наполненный любви Отечества, он достоин предавать бессмертию славу российских героев», – писал о нём почётный член Академии художеств М. Н. Муравьёв. Картину заказывает в 1793 году императрица Екатерина II для только что перестроенного Троицкого собора Александро-Невской лавры (сейчас она находится в Государственном Русском музее). Фактически закладывается новая традиция – использования опыта исторических живописцев для оформления храмов.
В основу сюжета здесь положен мотив торжественного победного шествия, который сложился в гравюрах времён Петра I как аллюзия на римские императорские триумфы.
В центре – триумфатор на белом коне. Шествие движется из глубины полотна, и конца ему не видно, что подчёркивается ритмом возвышающихся над головами воинов копий. Поговаривали, что внешне Александр Невский на картине Угрюмова похож на цесаревича Александра Павловича – любимого внука Екатерины Великой, будущего императора Александра I.