Образ Александра Невского в советском кино

Одним из важных видов культуры, хранящих память князя Александра Невского, можно назвать кинематограф.

Широкую известность получил советский художественный фильм «Александр Невский» режиссёра С.М. Эйзенштейна и сценариста П. А. Павленко, посвящённый победе в битве на Чудском озере 5 апреля 1242 г. Музыку к фильму написал композитор С. С. Прокофьев. Фильм появился в кинотеатрах в 1938 г. и имел огромный успех. Режиссёр получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. С началом Великой Отечественной войны актуальность фильма в силу его антифашистского патриотического звучания резко возросла. Картина пережила второе рождение. В 1942 г., в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Режиссёр собрал первоклассный актёрский состав. Главную роль исполнил актёр Н. К. Черкасов. Консультантами фильма были профессиональные учёные историки и археологи: А. В. Арциховский, Ю. В. Готье, Н. П. Грацианский, А. А. Савич, Е. Е. Сыроечковский, М. Н. Тихомиров. Фильм открывает сцена рыбной ловли на Плещеевом озере и диалог князя Александра с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине князя – у села Городище рядом с Переславлем-Залесским. Холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.

Н. Черкасов в роли Александра Невского
Н. Черкасов в роли Александра Невского

Съёмки центральной сцены фильма – битвы на Чудском озере (Ледового побоища) – из-за сжатых сроков проходили летом. Для этого на Мосфильме была создана декорация. Асфальт посыпали мелом, солью, залили жидким стеклом. Использовались деревянные «льдины», окрашенные в белый цвет.

Первый вариант сценария под названием «Русь» подвергся критике со стороны историков. М. Н. Тихомиров в рецензии «Издёвка над историей» (1938) отметил, что «Авторы сценария… сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искажённое представление о Руси XIII в.». С. М. Эйзенштейн дважды перерабатывал сценарий с учётом критики.

Сегодня эта картина считается классикой кинематографа 1930-х годов.

В 1991 году свердловский режиссёр Георгий Кузнецов снимает фильм «Житие Александра Невского». По сюжету князь возвращается из Орды во Владимир. В пути Александру Невскому становится плохо. Временами к нему возвращается сознание, и прошлое не даёт покоя. Фильм предлагает сугубо православное видение исторических фигур и событий. Роль князя сыграл актер А. С. Горгуль.

Александр Невский в кинематографе XXI века

В новой России Александр Невский стал героем фильма «Александр. Невская битва» (2008) режиссёра И. Е. Каленова. Действие фильма происходит в 1238-1240 гг. в начале правления молодого князя Александра Ярославича в Новгороде. Александр женится на дочери полоцкого князя Александре, борется с мятежными боярами, а в финале фильма разбивает шведов в сражении, вошедшем в историю как Невская битва. Роль Александра Ярославича сыграл актер А. Г. Пампушный. По словам режиссёра, «сравнений с гениальной картиной «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна нам не избежать. Но мы сняли другое кино. Не плакат и не эпос, а историю о мальчике, который вступает во взрослую жизнь и учится жить по правилам, которые диктует политика».

В 2015 г. режиссёром Михаилом Колпахчиевым снят фильм «Дружина». Роль княжича Александра сыграл Никита Морозов.

XIII век. В затерянное в дремучих лесах небольшое селение прибывает малочисленная дружина – неразговорчивые хмурые воины, про которых говорят, что они понимают язык зверей и умеют заговаривать ветер. Дружине новгородского князя предстоит найти и доставить в Новогород мальчика по имени Александр, которому позже дадут прозвище Невский…

Кадр из фильма Колпахчиева Дружина
Кадр из фильма Колпахчиева Дружина

Образ Александра Невского из-за его героико-патриотического звучания является одним из центральных в культурной памяти народов России, в силу этого он регулярно привлекает внимание историков, сценаристов и писателей.