После расцвета Киевской Руси в Х-ХII веках, ознаменованного принятием христианства, она распалась на множество княжеств. XIII-XIV века – расцвет Золотой Орды. Золотая Орда — средневековое государство в Евразии, образовавшееся в результате разделения империи Чингисхана между его сыновьями. Основано в 1243 году ханом Батыем. Территориально Золотая Орда занимала большую часть лесо-степной зоны Западной Сибири, равнинную часть Прикаспийской и Туранской низменностей, Крым, а так же восточноевропейские степи до Дуная. Золотая Орда дошла до Венгрии и Чехии, поглотив ряд русских княжеств. Русские земли не входили в Золотую орду, а попали в вассальную зависимость – население платило дань и подчинялось распоряжениям ханов. Столицей Золотой Орды был город Сарай, или Сарай-Бату, основанный неподалеку от нынешней Астрахани. В период с 1224 года по 1266 год Золотая Орда находилась в составе Монгольской империи.
Многочисленные набеги монголо-татар на русские земли в 1227-1241 гг. не повлекли за собой немедленного установления чужеземного господства. Монголо-татарское иго, длившееся до 1480 г., началось только с 1242г. (с тех пор как русские князья стали платить дань).
После смерти великого князя Ярослава Всеволодовича в 1247 году, по требованию Батыя, в столицу Золотой Орды г. Сарай-Бату были вызваны его сыновья — Александр и Андрей. Хан Батый ценивший мудрость, государственный ум, равно как и полководческий талант Александра Невского, послал ему гонца со словами: «Князь Новогородский! Известно ли тебе, что Бог покорил мне множество народов? Ты ли один будешь независимый? Но если ты хочешь властвовать спокойно, то явись немедленно, в шатре моем, да познаешь славу и величие моголов?». Имя Александра было уже прославлено по всей Pycи. Победы его над шведами, меченосцами и Литвой сделали из него народного героя, защитника Руси от иноземцев. Он был князем в Новгороде – единственной области Руси, куда не доходили татары. И, вероятно, многих русских в то время жила надежда, что этот князь, разбивавший с небольшим ополчением иноземные рати, освободит Русь от татар. Это подозрение должно было возникнуть и в ханской ставке. Поэтому приказ Батыя явиться в Орду вполне понятен. Это был самый решительный и трагический момент в жизни Александра Невского. Этот шаг был полон тяжких колебаний. Поездка в Орду – это была угроза бесславной смерти – князья и шли туда, почти как на смерть, уезжая, оставляли завещания – отдача на милость врага в далеких степях и, после славы Невского и Чудского побоищ, унижение перед идолопоклонниками, «погаными, иже оставивше истиннаго Бога, покланяются твари». Казалось бы, что и слава, и честь, и благо Руси требовали отказа – войны. Можно твердо сказать, что Русь и, особенно, Новгород, ждали неповиновения воле хана. Бесчисленные восстания свидетельствуют об этом. Перед Александром был путь прямой героической борьбы, надежда победы или героической смерти, но Александр отверг этот путь. Он поехал к хану. Здесь сказался его реализм. Если бы у него была сила, он пошел бы на хана, как шел на шведов. Но твердым и свободным взглядом он видел и знал, что нет силы и нет возможности победить. И он смирился. И в этом унижении себя, склонении перед силой жизни был больший подвиг, чем славная смерть.
Приказ Батыя застал Александра во Владимире. Всех ехавших в Орду особенно смущало требование татар поклониться идолам и пройти через огонь. Эта тревога была и у Александра, и с ней он пошел к Митрополиту Киевскому Кириллу, жившему в то время во Владимире. «Святый же (Александр) слышав сие от посланных печален быша, вельми боля душею и недоумевашеся, что о сем сотворити. И шед святой поведа епископу мысль свою». Митрополит Кирилл сказал ему: «Брашно и питие да не внидут в уста твоя, и не остави Бога сотворившаго тя, яко инии сотвориша, но постражи за Христа, яко добрый воин Христов». Александр обещал исполнить это наставление. Митрополит Кирилл отпустил его со словами: «Господь да укрепит тя».
Как и других князей, Александра по приезде в Орду привели к двум кострам, между которыми он должен был пройти, чтобы подвергнуться очищению и затем поклониться идолам. Александр отказался исполнить обряд, сказав: «Не подобает ми, христианину сущу, кланятисея твари, кроме Бога; но поклонитеся Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, иже сотвори небо и землю, и море, и вся, яже в них суть». Татарские чиновники послали сказать Батыю о неповиновении князя. Александр стоял у костров, ожидая решения хана. Посол Батыя привез приказ привести к нему Александра, не заставляя проходить между огней. Ханские чиновники привели его к шатру и обыскали, ища спрятанного в одежде оружия. Войдя в шатер, Александр подошел к Батыю, который сидел на столе из слоновой кости, украшенном золотыми листьями, поклонился ему по татарскому обычаю, т.е. четырехкратно пал на колени, простираясь затем по земле, и сказал: «Царь, тебе поклоняюся, понеже Бог почтил тебе царством, а твари не поклоняюся: та бо человека ради сотворена бысть, но поклоняюся единому Богу, Ему же служю и чту». Батый выслушал эти слова и помиловал Александра.
Продержав Александра в Орде, Батый не решил вопроса о разделе русских княжений. Он послал Александра и Андрея, как послал прежде их отца, в Каракорум, на поклон к великому хану Гаюку в Монголию (г. Коракорум). Перед русскими князьями лежал длинный, уже пройденный Ярославом путь. Этот путь вел через Урал, через Киргизские степи, земли бесерменов (Хиву), через горные перевалы в Каракитай и через плоскогорья Монголии к преддвериям Китая в Каракорум. В Орде Александр воочию увидел мощь татар, единое царство которых, несмотря на внутренние распри, простиралось от Тихого океана до границ Европы. Пока Ярославичи добирались до Монголии, сам хан Гуюк умер, и новая хозяйка Каракорума ханша Огуль-Гамиш решила назначить Великим князем Владимирским Андрея (Владимир в то время был крупнейшим политическим центром всех русских земель). Александр же получал в управление опустошенную в результате набегов южную Русь (Киев) и Новгород. Киев после татарского разорения потерял всякое значение; поэтому Александр поселился в Новгороде.
Александр Невский отчетливо понимал, что сохранить в неприкосновенности северо-западные границы Руси, а также держать открытым выход в Балтийское море можно лишь при условии мирных отношений с Золотой Ордой – воевать против двух могучих врагов у Руси тогда не было сил. Вторая половина жизни знаменитого полководца была славна не военными победами, а дипломатическими, не менее нужными, чем военные.
При тогдашней малочисленности и разрозненности русского населения в восточных землях нельзя было и думать об освобождении из-под власти татар. Разоренным и погрязшим в нищете и феодальной раздробленности русским князьям было практически невозможно собрать какое-нибудь войско, чтобы оказать достойное сопротивление татаро-монголам. В этих условиях Александр решил ладить с татарами во что бы то ни стало. Это было тем легче, что монголы, безжалостно истреблявшие всех, кто им сопротивлялся, были довольно великодушны и снисходительны к покорным народам и их религиозным верованиям.
Важно также помнить, что он никогда не был угодливым слугой ханов, думающим лишь о своей личной безопасности. Его многочисленные поездки в ставки к монголам (в Сарай и Каракорум) (где он всего прожил свыше 4 лет), каждый раз были продиктованы исключительно политическими обстоятельствами. Риск для его жизни там всегда был велик. Его отца Ярослава Всеволодовича отравили как раз в ханской ставке, в далеком Каракоруме.
Не все русские князья разделяли взгляды святого Александра Невского. Среди них были как сторонники Орды, так и сторонники Запада, склонные к введению на Руси католичества и подчинению Риму. Сторонники прозападного курса развития в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели святой Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, брат святого Александра, Андрей. Но святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу. Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию – унией с Римом. Святой Александр не желал этого родной Церкви. Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, уния означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предназначенного Богом исторического будущего, обречение самих себя на духовную смерть.
Через 5 лет, в 1252, в Каракоруме Огуль-Гамиш была свергнута новым великим ханом Мункэ (Менгке). Воспользовавшись этим обстоятельством и решив отстранить от великого княжения Андрея Ярославича, Батый вручил ярлык великого князя Александру Невскому, который был срочно вызван в столицу Золотой Орды Сарай-Бату. Младший брат Александра, Андрей Ярославич, поддержанный братом тверским князем Ярославом и галицким князем Даниилом Романовичем, отказался подчиниться решению Батыя и даже перестал выплачивать ордынцам дань. Но, время для отпора ордынцам ещё не настало – не было для этого в русских землях достаточных сил. Для наказания непокорных князей Батый посылает монгольскую конницу под командованием Неврюя. Это был страшный, кровавый поход, оставшийся в летописях как «Неврюева рать». Андрей, в союзе с братом, Ярославом Тверским, сразился с татарами, но был разбит и через Новгород бежал в Швецию искать помощи у тех, кого с помощью Божией, громил на Неве его великий брат. (Позже Александр Невский лично выпросил у хана прощение своему брату и восстановил его в княжеской власти). Это была первая попытка открытого противодействия татарам в северной Руси. Во время нашествия «Неврюевой рати» Александр Невский был в Орде.
После бегства Андрея великое Владимирское княжество, по воле хана, перешло к Александру Невскому. Этот пост он принял из рук Сартака – сына Батыя, с которым он подружился при первом посещении Орды. Сартак был христианин несторианского толка. Святой Александр стал единовластным Великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским, и сохранял это звание в течение 10 лет, вплоть до своей кончины.
В 1256 году умер союзник Александра хан Батый и в том же году из-за симпатий к христианству был отравлен сын Батыя Сартак. Тогда Александр снова отправился в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке.
Новый хан (Берке) для более точного обложения населения данью приказал сделать вторую перепись на Руси (первая перепись была сделана при Ярославе Всеволодовиче). Александр смог договориться об уплате дани в обмен на военную помощь. Договор с монголами можно назвать первой дипломатической победой Александра. Л. Н. Гумилев видит значение этого договора для русских князей в том, что они сохранили большую свободу действий, то есть, могли по своему усмотрению решать внутренние проблемы. Вместе с тем «Александра интересовала перспектива получения от монголов военной помощи, для противостояния нажиму Запада и внутренней оппозиции». Но именно договор послужил поводом к бунту в Новгороде. Новгород не был, подобно другим русским городам, покорен татарским оружием, и новгородцы не думали, чтобы им пришлось добровольно платить постыдную дань. В 1259 году в Новгороде началось восстание, продолжавшееся около полутора лет, в течение которых новгородцы не подчинялись монголам. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси.
Александр знал, что он должен заставить новгородцев смириться с переписью. В то же время князь не хотел доводить дело до вооруженного столкновения с новгородцами, проливать русскую кровь. Задача, стоявшая перед Александром как полководцем и политиком, была крайне сложной: гордые новгородцы поклялись скорее умереть, чем признать над собой власть “поганых”. Казалось, ничто не может подорвать их решимость. Однако князь хорошо знал этих людей – столь же храбрых, сколь легкомысленных, впечатлительных. Скорые на слово, новгородцы были по-крестьянски не торопливы на дело. К тому же их решимость сражаться отнюдь не была единодушной. Бояре, купцы, зажиточные ремесленники – хотя и не решались открыто призвать к благоразумию, но в душе готовы были откупиться от татар. Над восставшими горожанами надвигалась настоящая гроза в виде беспощадной карательной экспедиции, которые были не раз. Князь срочно отправился в Сарай, уговорить хана не посылать карателей в его княжество. Но были еще одно обстоятельство срочной дипломатичной миссии в Сарай Александра.
Новый хан Золотой Орды Берке, стремившийся к отделению от Монгольской империи, готовился воевать со своим сородичем ханом Хулагу, который правил в Иране, Азербайджане и Ираке. От своего улусника князя Александра Ярославича он потребовал помощи, в виде русских вооруженных отрядов. Александр прибыл к хану, и начались длительные переговоры, длившиеся несколько месяцев. В итоге князю все удалось. Он уговорил хана Берке не посылать карательную экспедицию на Русь и отказаться от посылки русских вооруженных отрядов для войны с Ираном. Более того хан Берке отказался от мусульманских откупщиков, передоверив сбор дани самим русским князьям. То была полная победа, добытая исключительно дипломатическими усилиями князя-воителя Александра Ярославича.
Историк Г.В. Вернадский писал: «… Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели единственную цель — сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа».
Поездка в Орду в 1262 году стала роковой для Александра Невского. Александр возвращается на родную землю тяжело — больным человеком, под именем Алексия он еще успеет принять торжественную клятву православных монахов. Так и не доехал до дома из Орды прославленный князь и умер в волжском Городце 14 ноября 1263 г. Умер уже не светским правителем, а простым монахом. Поскольку принял схиму под именем Алексея. На Руси оплакивали смерть князя, осознавая тяжесть его потери для всех. «Закатилось солнце земли Русской», с таким словами воскликнул на похоронах митрополит Кирилл. А народ ему отвечал ему с плачем: «Уже погибаем!». Было в этих словах много горькой правды. Его смерть была невосполнима, поскольку продолжателей его дела общерусского единства долго не находилось. Лишь спустя свыше 100 лет после смерти Александра Невского, его дело было продолжено московским князем Дмитрием Донским.
Вот как оценивал его роль историк Сергей Соловьев: «Соблюдение Русской земли, от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского»…